ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА, КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Подробную консультацию по вопросам дробления бизнеса, как способа оптимизации налогообложения дает адвокат Адвокатской конторы «Пелевин и партнеры» Агнесса Пирогова.

В последнее время дробление бизнеса между хозяйствующими субъектами как никогда актуально и рассматривается в нескольких аспектах:

  1. как способ оптимизации налоговых обязательств;
  2. как способ получить налоговую выгоду, в т. ч. необоснованную, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами, целями делового характера.

Независимо от аспекта использования, налоговые органы хорошо осведомлены о данных аспектах, что подтверждается не только Письмом ФНС России от 11.08.2017 N СА-4−7/15 895@, но и проводимым мероприятиями налогового контроля
На семинарах в сфере налоговых правоотношений ряд налоговых консультантов, исходя из анализа состоявшейся судебно-арбитражной практики предлагают некие способы минимизации налоговых рисков, если предпринимательская деятельность ряда хозяйствующих субъектов не только является идентичной, с возможными признаками аффилированности, но и строится посредством применения различных систем налогообложения, что оказывает влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились при расширении хозяйственной деятельности.

Но стоит ли минимизировать риски посредством использования анализа судебно-арбитражной практики, пускать мероприятия налогового контроля на самотек, ведь «все равно придут и доначислят налоги» либо искать адвокатов для судебного представительства, ведь можно обратиться к ним ранее, для проверки возможных налоговых рисков (обязательств) либо на стадии проводимых мероприятий налогового контроля, с целью реализации налогоплательщиком прав, регламентированных НК РФ, сбора доказательств и построения линии защиты:
Налоговым органом в 2018 году было вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки за 2015−2017 гг. хозяйственного общества, в ходе проводимых мероприятий налоговым органом вменялось такое нарушение как «занижение налоговых обязательств вследствие применения АО схемы распределения (дробления) бизнеса путем включения в цепочку взаимоотношений подконтрольных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы и деятельность которых имеет формальный характер и направлена на получение АО необоснованной налоговой выгоды, что выражалось в следующем:

  • наличие взаимозависимости и подконтрольности между АО и ИП;
  • реализация товаров под одной вывеской, совпадение контактной информации;
  • деятельность производилась одними и теми же работниками, что свидетельствует об отсутствии разграничений между сотрудниками;
  • счета открыты в одних банках;
  • управление счетами производится одними лицами;
  • совпадение IP адресов, в т. ч. при представление налоговой отчетности;
  • реализация товара в адрес ИП осуществлялась по заниженным ценам;
  • отсутствие у ИП складских помещений;
  • аналогичные покупатели, контрагенты ИП лично не знают поставщиков;
  • возврат денежных средств контролирующему лицу в виде авансов за реализованный товар от подконтрольного лица".

И как следствие, по результатам проведенной проверки и составленного Акта, сумма доначислений по НДС и прибыль превысила 20 млн руб., без учета пени и штрафных санкций, что также было связано с возможным привлечением должностных лиц к уголовной ответственности.
В данном случае налогоплательщиком было реализовано право на участие в мероприятиях налогового контроля через представителя (адвоката), которым была проведена работа по сбору доказательств, представительству в налоговом органе при допросах свидетелей, анализу документов, полученных налоговым органом от третьих лиц в ходе проверки, подачу жалоб в ходе проверки на действия нижестоящего налогового органа в вышестоящий, подготовки возражений на Акт налоговой проверки, сбор и представление дополнительных документов налоговому органу, представление интересов налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки. Совершение в совокупности указанных действий привели к тому, что налоговым органом позиция налогоплательщика относительно самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов была принята, 90% доначислений налогов сняты, полностью минимизирован риск банкротства и привлечения должностных лиц к уголовной ответственности.
Дата публикации: 24.11.2019
Другие статьи