ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЕСЛИ ВАМ НАВЯЗЫВАЮТ ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ?

Что предпринять, если вам навязывают платные медицинские услуги?

Наступление страхового случая даёт субъектам ОМС право на получение бесплатной медицинской помощи. Примечательно, что в процессе оказания одних и тех же манипуляций могут использоваться препараты различных производителей, в то время как предоставление услуг на бесплатной основе, в соответствии с действующей государственной программой, предполагает применение препаратов исключительно отечественного производства.
Предложение об оказании услуг на платной основе не рассматривается в качестве нарушения медицинским учреждением действующего законодательства, однако ответ пациента требуется оформить соответствующим образом:

  • добровольный информированный отказ от предоставления услуг медицинского характера с применением препаратов отечественных производителей (ч.1 ст. 20 Федерального закона № 323);
  • добровольного информированного согласия на предоставление услуг медицинского характера с применением препаратов зарубежных производителей;
  • договор на оказание платных медицинских услуг.
Важно, чтобы пациент был в полной мере ознакомлен с условиями предоставления соответствующих видов и объемов услуг как на возмездной, так и безвозмездной основе. Если пациент отказывается от предложения воспользоваться платными медицинскими услугами, это никоим образом не должно сказаться на видах и объеме услуг, предоставляемых на безвозмездной основе в рамках действующей программы ОМС.

При попытке представителя медицинского учреждения взыскать с пациента денежные средства за услуги, которые должны предоставляться на бесплатной основе, рекомендуется придерживаться приведённого ниже алгоритма действий.
1) Направить соответствующее обращение к руководству работника медицинского учреждения, который уличён в попытке навязывания платных услуг.
Субъект ОМС вправе направить запрос с целью получения данных, касающихся видов, качества и условий предоставления услуг (п. 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 326). Представители руководящего состава медучреждения, в свою очередь, обязаны дать пояснение, почему те или иные услуги не включены в программу госгарантий (п. 7 ч.2 ст. 20 Федерального закона № 326).

2) Направить соответствующее обращение в СМО или Роспотребнадзор.
На основании жалобы субъекта ОМС может быть проведена целевая экспертиза, результаты которой могут послужить основанием для принятия соответствующих мер по отношению к медицинскому учреждению и проведению дополнительной проверки качества предоставляемых услуг (ч.9 ст.40−41 Федерального закона № 326).

3) Направить иск в суд.
В качестве предмета иска может послужить требование о возмещении денежных средств, которые были выплачены за услуги, предоставляемые на безвозмездной основе в рамках ОМС.
Дата публикации: 17.11.2017
Другие статьи