ПЕЛЕВИН И ПАРТНЕРЫ
АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА

ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЕСЛИ ВАМ НАВЯЗЫВАЮТ ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ?

Что предпринять, если вам навязывают платные медицинские услуги?

Наступление страхового случая даёт субъектам ОМС право на получение бесплатной медицинской помощи. Примечательно, что в процессе оказания одних и тех же манипуляций могут использоваться препараты различных производителей, в то время как предоставление услуг на бесплатной основе, в соответствии с действующей государственной программой, предполагает применение препаратов исключительно отечественного производства.
Предложение об оказании услуг на платной основе не рассматривается в качестве нарушения медицинским учреждением действующего законодательства, однако ответ пациента требуется оформить соответствующим образом:

  • добровольный информированный отказ от предоставления услуг медицинского характера с применением препаратов отечественных производителей (ч.1 ст. 20 Федерального закона № 323);
  • добровольного информированного согласия на предоставление услуг медицинского характера с применением препаратов зарубежных производителей;
  • договор на оказание платных медицинских услуг.
Важно, чтобы пациент был в полной мере ознакомлен с условиями предоставления соответствующих видов и объемов услуг как на возмездной, так и безвозмездной основе. Если пациент отказывается от предложения воспользоваться платными медицинскими услугами, это никоим образом не должно сказаться на видах и объеме услуг, предоставляемых на безвозмездной основе в рамках действующей программы ОМС.

При попытке представителя медицинского учреждения взыскать с пациента денежные средства за услуги, которые должны предоставляться на бесплатной основе, рекомендуется придерживаться приведённого ниже алгоритма действий.
1) Направить соответствующее обращение к руководству работника медицинского учреждения, который уличён в попытке навязывания платных услуг.
Субъект ОМС вправе направить запрос с целью получения данных, касающихся видов, качества и условий предоставления услуг (п. 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 326). Представители руководящего состава медучреждения, в свою очередь, обязаны дать пояснение, почему те или иные услуги не включены в программу госгарантий (п. 7 ч.2 ст. 20 Федерального закона № 326).

2) Направить соответствующее обращение в СМО или Роспотребнадзор.
На основании жалобы субъекта ОМС может быть проведена целевая экспертиза, результаты которой могут послужить основанием для принятия соответствующих мер по отношению к медицинскому учреждению и проведению дополнительной проверки качества предоставляемых услуг (ч.9 ст.40−41 Федерального закона № 326).

3) Направить иск в суд.
В качестве предмета иска может послужить требование о возмещении денежных средств, которые были выплачены за услуги, предоставляемые на безвозмездной основе в рамках ОМС.
Дата публикации: 17.11.2017