В практике наших адвокатов по арбитражным делам неоднократно возникали судебные споры, связанные с ненадлежаще выполненными строительными работами и гарантийными сроками на их устранение.
С учетом этого хотелось бы дать следующие разъяснения. Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда. Однако довольно часто бывают ситуации, когда стороны, в силу ряда причин, не отразили или в неполной мере отразили условия о качестве.
В таком случае действует установленное законом правило о том, что требования по качеству должны соответствовать обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Подрядчик должен гарантировать в течение гарантийного срока возможность эксплуатации объекта в соответствии с теми условиями, которые указаны в договоре. При этом продолжительность гарантийного срока устанавливается договором. Однако в случае, если этот срок не установлен договором, то общие положения гражданского кодекса о подряде указывают, что требования, связанные с качеством работы, предъявляются в пределах двух лет.
Но необходимо отметить: что касается строительного подряда, то здесь действуют особые сроки — предельный срок обнаружения недостатков, согласно части второй ст. 756 ГК РФ, составляет пять лет.
Из вышесказанного следуют два основных вывода, касающихся качества работ при строительном подряде:
- первое — гарантийный срок устанавливается договором,
- второе — истечение гарантийного срока не лишает заказчика права на предъявление требований к подрядчику об устранении дефектов, обнаруженных в течение пятилетнего срока, установленного ст. 756 ГК РФ.